В 1519 году испанские конкистадоры победным маршем шагали по Мексике, практически не встречая сопротивления. Более того - им, с одной стороны, были рады, а с другой - боялись их до дрожи в коленках.
Если бы испанцы были заинтересованы в создании могучего государства и стать в его главе, у них могло бы это получиться без малейших проблем. Индейцев было много, они были неплохо вооружены, да к тому же считали конкистадоров богами. Кортесу было достаточно объявить себя тем, кем его считали, и занять своё законное место в Городе - вся латинская Америка немедленно склонилась бы и перед ним, и перед его людьми. В каком городе, спросите вы? Нет, я не про столицу ацтеков Теночтитлан, нынешний Мехико. Кортеса перестали считать богом именно после того, как он сосредоточил всё своё внимание на Теночтитлане: но в 50 километрах от него находился другой город, и город этот был главной святыней не только ацтеков, но и всех прочих индейцев Мексики в то время. Индейцы знали: в этом городе когда-то жили боги, и боги обещали однажды вернуться.
Ацтеки никогда не были серьезной самостоятельной цивилизацией. Они - скорее подражатели, создавшие и свою религию, и своё государство на основании знаний, полученных от других народов Мексики.
Ацтеки пришли в Мексику с территории нынешних США на рубеже 13-14 веков н.э. По легенде, когда этот народ пришел в страну, вожди местных племен, посовещавшись, решили выделить ацтекам небольшой остров на озере Тескоко. Выделяли не без задней мысли - на этом озере водилось множество змей, и была надежда, что они помогут решить проблему с пришельцами. Но не вышло: оказалось, что ацтеки - большие ценители змеиного мяса. Впрочем, от того, что на озере с появлением новых жителей поголовье змей стало стремительно сокращаться, тоже поначалу никто не расстроился. Время грустить пришло позже, когда на острове в озере Тескоко возник город Теночтитлан, который стал столицей весьма воинственной и кровожадной империи, в которой, помимо прочего, очень любили приносить человеческие жертвы по любому поводу и без повода. Но было уже поздно...
Империя ацтеков воевала с соседями всю свою недлинную историю, за что в итоге и получила закономерно встречу с испанцами - карма, такая карма. Но при чем тут тот город?
Город богов Теотиуакан
Дело в том, что все индейцы на той огромной территории знали: ещё совсем недавно, несколько сотен лет назад, на этой земле жили боги. Были они белокожие и голубоглазые, знали об устройстве мироздания всё, летали на своих крылатых кораблях и воевали друг с другом. Они многому научили предков индейцев, они построили свои циклопические города - и однажды сгинули неизвестно куда. Впрочем, обещали вернуться, и, поскольку с богами спорить было не принято (кому в здравом уме придет в голову ссориться с тем, кто умнее тебя и вооружен лучше), их стали ждать. Ждали поколение за поколением, а сомневающимся показывали дорогу к ближайшему заброшенному городу богов, который находился примерно в 50 километрах от столицы ацтеков Теночтитлана. Каждый мог увидеть своими глазами наследие богов, сравнить их постройки с собственными, задуматься о том, как могло быть такое сделано - ведь ацтеки не знали даже колеса... В общем, сомневаться во всемогуществе древних богов было как-то не принято, тем более что упорствующих в сомнениях регулярно приносили в жертву этим же богам.
Кроме того, именно про этот город верили, что именно с него началось создание нового мира после Великого Потопа (да, индейцы верили в Великий Потоп). И всегда ждали, что туда снова придут грозные боги и как встарь примутся решать между собой свои божественные дела и учить людей... И вот однажды пришел Кортес, который был похож по всем признакам. Судите сами: он приплыл на корабле с той же стороны, откуда, по легендам, пришли и боги. У него и его людей была светлая кожа, они были одеты в железо и имели огнестрельное оружие (для людей, не знающих принципа действия такого оружия, оно выглядит форменной фантастикой). И самое же главное: испанцы очень, очень любили золото - а индейцы считали, что и боги его любили: именно поэтому в Мексике того времени было столь огромное количество золота. Оно было не просто благородным металлом, но и имело большое ритуальное значение.
Вот что бы вы подумали на месте индейцев? Думаю, что и вы, и я не стали бы сомневаться ни секунды. Себе дороже! Все же знают, что боги обладают отнюдь не мирным характером, а их оружие убивает на огромном расстоянии волшебной силой.
И Кортеса признали богом. Ждали, что он придет в брошенный город богов и оживит его, и тогда снова настанет золотой век для тех, кто приветствует богов и склонится перед ними.
Но Кортес не был готов стать богом: вероятно, ему просто не хватило способностей оценить всю фантастичность открывавшихся перед ним перспектив. Поэтому он предпочел пойти проверенной дорогой: население - истреблять и порабощать, золото - отбирать и переплавлять, а местные религию и знания выжигать каленым железом.
И индейцы приняли даже и такие правила игры. Пусть божество делает странные вещи, ему можно: ведь никто не знает смысла божественных поступков, кроме самих божеств.
Так и закончилась история ацтекской империи вместе с Теночтитланом, который изменился до неузнаваемости и теперь лишь немногое в Мехико напоминает об ацтеках.
А город богов жив до сих пор, и никто не смеет его разрушить или перестроить. Местные индейцы до сих пор верят, что с Кортесом тогда ошибочка вышла, но боги однажды обязательно вернутся.
И всё так же изваяния Пернатого Змея, символа одного из величайших учителей древности, безучастно смотрят на джунгли с древних храмов и пирамид.