lengvizd (lengvizd) wrote in taynoe_soo,
lengvizd
lengvizd
taynoe_soo

Category:

Аутлуков о забытых технологиях

В детстве Аутлуков был любопытным и наблюдательным мальчиком. Однажды, катаясь на трамвае, он заметил, что трамвай впереди повернул в одну сторону, а тот, в котором ехал он - в другую.

- Тётенька, а как вы это делаете? - немедленно спросил Аутлуков у вагоновожатой через открытую по случаю летней жары дверь.



- Что, мальчик?

- Ну, как вы поворачиваете на стрелке? Все нормальные машины же поворачивают туда, куда вращают руль, а у трамвая, ведь, руля нет - как вы поворачиваете?

- Ну, очень просто - ответила вагоновожатая, - Куда стрелка повернута, туда трамвай и едет.

Аутлуков был не только наблюдательным мальчиком, но, ещё и жил в посёлке железнодорожников, так что, знал, что стрелка переводится не просто так, а, либо, руками, либо, специальным электроприводом со стрелочного поста, поэтому и продолжил допытываться:

- А почему стрелка перевелась туда, куда надо ехать именно этому трамваю? Где-то сидит стрелочник? Я не видел, чтобы после предыдущего трамвая кто-то переводил стрелку.

- А это делается автоматически, - улыбнулась тётя - Там на рельсы прикреплён автоматический электропривод, который переводит стрелку туда, куда надо.

- А как он узнаёт куда надо?

- А очень просто: если я подъезжаю к стрелке с включенным мотором, стрелка поворачивается налево, а, если метров за двадцать выключаю мотор и двигаюсь накатиком, автоматика понимает, что мне надо вправо и переводит стрелку вправо. Вот, предыдущий трамвай поехал в одну сторону, а мы - в другую....

Малозначительный, казалось бы, разговор навсегда запомнился Аутлукову и в чём-то определил его судьбу: он прочёл гору книг по электротехнике, окончил фазанку, институт и устройство автоматического рельсового перевода стало для него вещью не более сложной, чем катание на велосипеде. Прошло много лет. Однажды по какой-то надобности Аутлуков ехал на трамвае и трамвай остановился на том - же самом трамвайном перекрёстке. Молодая красивая вагоновожатая вытащила из специального кронштейна на пульте управления ломик и, выскользнув из двери, подбежала к стрелке и, поддев железяку ломом, сдвинула поворотную часть в другую сторону. Вернувшись в кабину, она одела наушники от айфона, закрыла двери и трамвай поехал.

- Дочка, а что, перевести стрелку просто контроллером хода нельзя? - спросил Аутлуков.

- Чёёё?

- Ну, разве нельзя перевести стрелку не вылезая из кабины? Обязательно надо её ломом поддеть?

Девушка поняла, о чём говорит Аутлуков и засмеялась:

- Ты что, дед, с дуба рухнул? Автоматические стрелочные переводы тимуровцы с гайдаровцами сдали в металолом ещё когда я в школу ходила - нам про них только старики рассказывали. Сейчас про такие дивайсы забыли даже ветераны трамвайного парка. Зато теперь у нас телевизор в салоне, беспплатный вайфай и пластмассовые сиденья. А ещё наш график с точностью до секунд контролируется диспетчером при помощи системы "глонас". А то, что ты говоришь - это уже прошлый век, нет, даже, прошлое тысячелетие. Ничё, ломиком переведу стрелку - бесплатный фитнес, да ещё в рабочее время!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments